Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности: - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Приказ_Рособрнадзора №590_Минпросвещения_России №219_от_06.05.2019
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспеченииработы по повышению функциональной грамотности
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 17.09.2021 № 316-01-64-60/21 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области»
Приказ Министерства образования и науки Нижегородской области от 20.09.2024г. № 316-01-63- 2195/24 "Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегорордской области в 2024/2025 учебном году"
План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку в 2024/25 учебном году функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области
Рекомендуемые электронные ресурсы (формирование функциональной грамотности):
- Банк заданий по функциональной грамотности (5 – 9 класс): список заданий, задания, характеристики заданий и система оценивания, методические комментарии к заданиям http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
- Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
-Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
- Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.
-Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.
Функциональная грамотность. Учимся для жизни https://uchitel.club/conferences/pedsovet-2020-pisaregion
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук» http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php
Издательство «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main