ПЛАН РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ МБОУ СШ №3
с углубленным изучением отдельных предметов
на 2024/2025 учебный год
Основные цели библиотеки:
1.Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.
2.Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям.
3.Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
4.Организация систематического чтения обучающихся.
5.Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических, национальных особенностей обучающихся для развития межкультурного диалога и адаптации представителей культурных языковых групп в поликультурном обществе.
6.Организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учителей и обучающихся.
Задачи школьной библиотеки:
1. Пропаганда культуры среди детей.
2. Приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно-досуговой деятельности.
3. Создание эффективно действующей системы информирования пользователей библиотеки.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
5. Проведение индивидуальной работы с читателем как основы формирования информационной культуры личности школьников.
6. Улучшение дифференцированного обслуживания пользователей библиотеки; организация книжного фонда с учетом изменения читательских интересов.
7. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.
8. Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователей.
9. Накопление банка педагогической информации.
10.Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов.
Направления деятельности библиотеки:
1. Работа с обучающимися:
-
уроки культуры чтения;
-
библиографические уроки;
-
информационные и прочие обзоры литературы;
-
доклады о навыках работы с книгой;
-
профилактика наркомании и правонарушений несовершеннолетних;
-
формирование информационной культуры школьников;
-
пропаганда здорового образа жизни;
-
привлечение к семейному чтению;
-
духовно-нравственное, патриотическое воспитание обучающихся;
-
экологическое просвещение;
-
формирование художественно-эстетического вкуса.
2. Поддержка общешкольных мероприятий:
3. Работа с учителями и родителями:
-
выступления на заседаниях педсовета;
-
обзоры новинок художественной, научной, учебно-методической и учебной литературы;
-
отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки;
-
информационные обзоры на заданные темы;
-
индивидуальная работа с педагогами.
4. 4. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, обучающимся.
5. 5. Создание условий обучающимся, учителям, родителям для чтения книг и периодических изданий.
Основные функции школьной библиотеки:
1. Образовательная — поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе.
2. Информационная — предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
3. Культурная — организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.
Деятельность по формированию фонда школьной библиотеки:
|
№
п/п |
Содержание работы |
Срок
исполнения |
|
Работа с фондом учебной литературы |
|
1 |
Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в новом учебном году
Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:
работа с перспективными библиографическими изданиями (перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, и региональным комплектом учебников);
составление совместно с учителями заказа на учебники;
формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы и руководителей методических объединений;
подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году; |
сентябрь-октябрь
ноябрь |
|
2 |
осуществление контроля выполнения сделанного заказа;
прием и обработка поступивших учебников:
— оформление накладных.
— запись в книгу суммарного учета.
— штемпелевание.
— оформление картотеки, |
по мере поступления |
|
3 |
Диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой |
сентябрь |
|
4 |
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий |
сентябрь |
|
5 |
Списание фонда с учетом ветхости и смены учебных программ |
октябрь-ноябрь |
|
6 |
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов) |
декабрь, апрель |
|
7 |
Работа с резервным фондом учебников:
ведение учета;
Размещение для хранения; |
сентябрь-ноябрь |
|
8 |
Редактирование электронной базы данных «Учебники и учебные пособия» |
Сентябрь-октябрь |
|
Работа с фондом художественной литературы |
|
1 |
Обеспечение свободного доступа в библиотечно-информационном центре библиотеки:
• к художественному фонду;
• к фонду периодики |
постоянно |
|
2 |
Выдача изданий читателям |
постоянно |
|
3 |
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах |
постоянно |
|
4 |
Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий |
постоянно |
|
5 |
Ведение работы по сохранности фонда |
постоянно |
|
6 |
Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей |
постоянно |
|
7 |
Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением актива ШБ |
декабрь, май |
|
8 |
Организация акции «Подари книгу школе!» |
февраль |
|
9 |
Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа |
август |
|
10 |
Оформление новых разделителей:
•в зоне открытого доступа;
• полочные разделители по отделам |
в течение года |
|
Комплектование фонда периодики |
|
1 |
Оформление подписки на первое и второе полугодия 2012/2013 уч.г. |
октябрь, апрель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Справочно-библиографическая работа
№
п/п |
Содержание работы |
Срок
исполнения |
1 |
Электронная каталогизация учебников по классам (в программе МАРК-SQL») |
В течение года |
Работа с читателями
№
п/п |
Содержание работы |
Срок
исполнения |
Индивидуальная работа |
1 |
Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала школы, родителей |
постоянно |
2 |
Рекомендательные беседы при выдаче книг |
постоянно |
3 |
Беседы со школьниками о прочитанном |
постоянно |
4 |
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку |
по мере поступления |
5 |
Выставка новых книг «Это новинки!» |
по мере поступления |
6 |
«Десять любимых книг» - рейтинг самых популярных изданий (оформление выставки) |
май |
Работа с библиотечным активом |
1 |
|
один раз в четверть |
Работа с родительской общественностью |
|
1 |
Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления, выступление на родительских собраниях |
апрель-июнь, сентябрь |
2 |
Участие в работе педагогического совета, подготовка материалов по теме:
«Школьные учебники: выбор, обеспечение и использование» |
по плану проведения педсоветов |
Работа с педагогическим коллективом |
1 |
Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах |
Периодически (на совещаниях) |
2 |
Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году |
апрель |
Работа с учащимися школы |
1 |
Обслуживание обучающихся школы согласно расписанию работы библиотеки |
постоянно |
2 |
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей |
один раз в четверть |
3 |
Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в школьной библиотеке, о культуре чтения книг и журнальной периодики |
постоянно |
4 |
Оформление и периодическое обновление стенда-рекомендации «Я — книга! Я — товарищ твой!», «Мы выбираем здоровье!» |
август |
5 |
Подготовка рекомендаций для читателей — школьников в соответствии с возрастными категориями |
постоянно |
7 |
«Чтобы легче было учиться» — подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучаться в следующем учебном году |
май |
Библиотечно-библиографические и информационные знания — учащимся школы |
1 |
1-й класс
Тема № 1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки)?
Тема № 2. Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простейшим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт) |
октябрь
январь |
2 |
2-й класс
Тема № 1. Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе
Тема № 2. Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация |
ноябрь
февраль |
3 |
3-й класс
Тема № 1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие (цель — формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к сознательному выбору литературы)
Тема № 2. Выбор книг в библиотеке. Что такое каталог и его назначение в библиотеке? Первое знакомство с каталогом. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках |
декабрь
февраль |
4 |
4-й класс
Тема № 1. «Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели
Тема № 2. История книги. Знакомство детей с историей книги от ее истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки |
ноябрь
апрель |
5 |
5-й класс
Тема № 1. Как построена книга? Аннотация. Предисловие. Содержание. Словарь. Использование знаний о структуре книге при выборе, чтении книг, при работе с ними
Тема № 2. Искусство книги. Оценка работы художника, понимание внешней и глубинной связи иллюстрации с текстом, знакомство с манерой, «почерком» художника, его творческой индивидуальностью |
декабрь
апрель
|
6 |
6-й класс
Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог. Обучение самостоятельному поиску информации. Библиотечный каталог, картотека, библиографические указатели, тематические списки литературы. Титульный лист книги и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Основные деления. Расположение карточек в каталоге и книг на полке |
январь |
7 |
7-й класс
Выбор книг. Понятие «библиография», ее назначение. Библиографические указатели и их отличие от систематического каталога. Как пользоваться указателем при выборе книг? Справочная литература. Расширение знаний школьников о справочной литературе. Привитие интереса к справочной литературе, обучение умению пользоваться ею |
декабрь |
8 |
8-й класс
Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки: структура, назначение. Алфавитный каталог. Справочная литература. Энциклопедии: универсальная (БСЭ), отраслевые (историческая, литературная, физическая и др.). Поиск литературы с помощью систематического каталога |
март |
9 |
9-й класс
Художественная литература для старших подростков. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения |
февраль |
10 |
10-й класс
Техника интеллектуального труда. Методы работы с информацией. Анализ художественной, научно-популярной, учебной, справочной литературы. Составление плана. Конспектирование. Виды конспектов: текстуальный, свободный, смешанный. Тезисы. Библиографическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформление реферата, конспекта, доклада |
март |
Массовая работа |
|
Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей |
в течение года |
|
Выставки к юбилейным датам зарубежных писателей |
в течение года |
|
Выставки книг юбиляров |
в течение года |
|
Подбор материалов к выступлениям, классным часам по безопасности ЖД |
Ноябрь-декабрь |
|
|
|
|
Подборка материалов к Всемирному дню здоровья, ко дню борьбы против табакокурения и наркомании |
декабрь,
апрель |
Реклама библиотеки
Создание фирменного стиля |
1 |
Создание буклета школьной библиотеки |
сентябрь |
2 |
Красочное оформление библиотеки |
октябрь |
Рекламная деятельность библиотечно-информационного центра школьной библиотеки |
1 |
Устная реклама (во время перемен, на классных часах, классных собраниях, родительских собраниях)
|
постоянно |
2 |
Наглядная реклама (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой) |
постоянно |
3 |
Оформление информационных стендов-папок:
«Правила пользования книгой»;
«Правила поведения в библиотеке»
|
в течение года |
4 |
Организация экскурсии обучающихся в библиотеку
|
в течение года |
5 |
Информирование пользователей о режиме работы
|
сентябрь |
6 |
Проведение недели детской книги |
март |
7 |
Своевременное информирование пользователей о проведении в библиотеке массовых мероприятий
|
По мере необходимости |
Профессиональное развитие |
1 |
Участие в районных совещаниях школьных библиотекарей |
по плану районного МО библиотекарей |
2 |
Совершенствование умения и навыков работы в библиотечной ИС «МАРК-SQL». Создание электронного каталога учебников |
в течение года |
3 |
Работа над темой саморазвития «Детское чтение: Проблемы. Тенденции» |
в течение года |
4 |
Участие в конкурсах профессионального мастерстваразличного уровня |
в течение года |